<< Вернуться
, «Итоги», 2.04.2007
Мальчики
По существу это первая премьера Театра Наций, обновленного художественным руководством Евгения Миронова. Шуму при его назначении было много, и удивления, и настороженности, и злой иронии тоже. Надо полагать, и к первому деянию нового худрука пристрастное внимание приложится как по заказу. Потому тороплюсь сразу же заявить: «Снегири» хороший спектакль. Театр Наций взял его в репертуар, создав свой сценический вариант, и теперь собирается прокатывать под своей, так сказать, маркой. И правильно сделал.
«Снегири» родились как дипломный спектакль мастерской Олега Кудряшова в РАТИ. Выпускались ребята год назад, их дипломные работы (не только «Снегири») имели успех у интересующейся публики, и вот теперь по инициативе Театра Наций одну из них решили восстановить. Что тут такого уж особенного, не сразу поймешь. Вроде бы типично студенческий спектакль (пьеса Нины Садур, написанная по мотивам произведений Виктора Астафьева), режиссура скромная (педагоги курса Тимофей Сополев и Михаил Чумаченко), новаций никаких, декораций минимум, артисты молодые и пока малоизвестные, а трогает до слез, как мало по нынешним-то временам какой из «взрослых» спектаклей. Уже не раз приходилось писать, что Олег Кудряшов очень хороший педагог, это по его выпускникам (бывшим и нынешним) отчетливо видно: у них профессия в руках есть. А теперь хочется сказать, что он еще и человек хороший, и это тоже в работе его недавних студентов отразилось и составило часть ее прелести. В молоденьких артистах, Кудряшовым воспитанных, нет ни цинизма, ни хватки современной, ни иронии, всех вокруг заражающей, они как-то правильно и на жизнь смотрят, и на историю страны. В них есть абсолютно старомодная чистота и (прошу прощения) трепетность невероятно трогательная. За это и прощаешь «Снегирям» недостаточную сделанность видно, что лепилось все на коленке, хоть и в Театре Наций, а свет пока не отлажен, мизансцены не закреплены, ну и так далее. Не в этом же счастье, в конце концов.
Тут все как-то вместе сошлось: и материал, совершенно душераздирающий, и актерская искренность, способная это душераздирание без фальши и пошлости публике преподнести. История, написанная Астафьевым, о мальчиках, на войну с фашистами призванных, их пока недалеко от дома держат, военному делу через пень колоду обучают. Они там от голода слепнут, на морозе мерзнут, винтовку в руках держать не умеют, по маме скучают. Их всех, кроме одного, самого маленького и самого веселого солдата, фашисты перебьют, как мух, и сомневаться не приходится. А двух братьев, по прозвищу Снегири (фамилия у них такая Снегиревы), именем российской, советской и так далее республики показательно расстреляют перед всем строем свои. Приказ такой пришел: устроить в части показательный расстрел, а тут они подвернулись, к мамке в деревню из части ушли молока попить, хлеба поесть. Играют так, что слез не удержать. Тут все хороши Артем Тульчинский, Павел Акимкин, Алексей Филимонов, Виктор Стрельченко, Никита Гриншпун, Владислав Абашин ну и, конечно, Евгений Ткачук (он тот самый веселый солдат, главный герой). Это имя имеет смысл запомнить, тут талант очевидный, редкостный. Вот только он уж год как в стационарном театре служит, толком ничего не играет Словом, и за этих мальчиков тоже страшно, так уж жизнь наша устроена.
«Снегири» родились как дипломный спектакль мастерской Олега Кудряшова в РАТИ. Выпускались ребята год назад, их дипломные работы (не только «Снегири») имели успех у интересующейся публики, и вот теперь по инициативе Театра Наций одну из них решили восстановить. Что тут такого уж особенного, не сразу поймешь. Вроде бы типично студенческий спектакль (пьеса Нины Садур, написанная по мотивам произведений Виктора Астафьева), режиссура скромная (педагоги курса Тимофей Сополев и Михаил Чумаченко), новаций никаких, декораций минимум, артисты молодые и пока малоизвестные, а трогает до слез, как мало по нынешним-то временам какой из «взрослых» спектаклей. Уже не раз приходилось писать, что Олег Кудряшов очень хороший педагог, это по его выпускникам (бывшим и нынешним) отчетливо видно: у них профессия в руках есть. А теперь хочется сказать, что он еще и человек хороший, и это тоже в работе его недавних студентов отразилось и составило часть ее прелести. В молоденьких артистах, Кудряшовым воспитанных, нет ни цинизма, ни хватки современной, ни иронии, всех вокруг заражающей, они как-то правильно и на жизнь смотрят, и на историю страны. В них есть абсолютно старомодная чистота и (прошу прощения) трепетность невероятно трогательная. За это и прощаешь «Снегирям» недостаточную сделанность видно, что лепилось все на коленке, хоть и в Театре Наций, а свет пока не отлажен, мизансцены не закреплены, ну и так далее. Не в этом же счастье, в конце концов.
Тут все как-то вместе сошлось: и материал, совершенно душераздирающий, и актерская искренность, способная это душераздирание без фальши и пошлости публике преподнести. История, написанная Астафьевым, о мальчиках, на войну с фашистами призванных, их пока недалеко от дома держат, военному делу через пень колоду обучают. Они там от голода слепнут, на морозе мерзнут, винтовку в руках держать не умеют, по маме скучают. Их всех, кроме одного, самого маленького и самого веселого солдата, фашисты перебьют, как мух, и сомневаться не приходится. А двух братьев, по прозвищу Снегири (фамилия у них такая Снегиревы), именем российской, советской и так далее республики показательно расстреляют перед всем строем свои. Приказ такой пришел: устроить в части показательный расстрел, а тут они подвернулись, к мамке в деревню из части ушли молока попить, хлеба поесть. Играют так, что слез не удержать. Тут все хороши Артем Тульчинский, Павел Акимкин, Алексей Филимонов, Виктор Стрельченко, Никита Гриншпун, Владислав Абашин ну и, конечно, Евгений Ткачук (он тот самый веселый солдат, главный герой). Это имя имеет смысл запомнить, тут талант очевидный, редкостный. Вот только он уж год как в стационарном театре служит, толком ничего не играет Словом, и за этих мальчиков тоже страшно, так уж жизнь наша устроена.
, «Итоги», 2.04.2007