<< Вернуться
Елена Ямпольская, Новые известия, 27 ноября 2001 года, 27.11.2001
За стеклом
Андрей Житинкин веселый человек. И спектакли свои он ставит для веселых людей. Веселых, отвязных, легкомысленных и молодых.
Житинкин отнюдь не «больной», как возмущенно квалифицировала его часть публики, покидая Театр на Малой Бронной после просмотра «Лулу». Напротив, в этом зрелище чувствуется переизбыток жизненных сил и суперздоровый цинизм. Крепкая режиссерская рука ни разу не дрогнула, и на свет появился самый прикольный, самый стебный и глумливый спектакль, который лично мне когда-либо доводилось смотреть.
Житинкин явно издевается над зрителями, но в издевке его нет злобы, а есть какое-то естествоиспытательское любопытство: когда же, наконец, они, стуча креслами и башмаками, потянутся к выходу? А еще лучше когда начнут громко, в голос смеяться? Не происходит однако ни того, ни другого. Зал в раздраженном, но молчаливом недоумении высиживает три с половиной часа, более чем скромно рукоплещет (на премьере подобный аплодисмент равноценен провалу) и позволяет себе отвести душу только в гардеробе. А зря. Если бы расслабились пораньше, могли получить удовольствие. «Лулу» Франка Ведекинда блестящая комедия. Не знаю, как она написана, но поставлена именно так. Спасибо Житинкину за предоставленную возможность вдоволь нахихикаться.
Конечно, юмор слегка отдает трупным запашком сцена-то оформлена под морг. Кафель, клеенка, санитары со стремянками и крылышками и странные, мутного зеленого стекла, многоэтажные соты, где в каждой из ячеек тихо проводит весь спектакль отдельный «жмурик» лежит себе и кушать не просит. Такой стеклянный зверинец. Все на виду, как в произведении Федора Михайловича Достоевского «Бобок». Несколько отделений пустуют чуть позже станет ясно, для чего.«
Лулу», как хороший анекдот, хочется пересказывать снова и снова. Вот слушайте. Женщина, то есть сама Лулу (Алена Яковлева), позировала художнику (Александр Терешко). Художник начал к ней приставать. В разгар процесса вошел муж (Геннадий Сайфулин), взмахнул в ярости палкой и умер. Санитары немедленно пристроили тело в вакантную ячейку. Далее художник очень убедительно молится, а женщина произносит две взаимоисключающие фразы: «Я села на мель» и «Теперь я богата», и выходит замуж за художника.
Невзирая на это, она продолжает встречаться со своим первым и главным любовником Людвигом Шеном (Олег Вавилов). Интересно, что по отношению к Лулу Людвиг сыграл такую же роль, как Афанасий Иванович Тонкий в жизни Настасьи Филипповны Барашковой. Измена обнаруживается, художник рыдает, Людвиг обзывает его мудаком (извините, но из пьесы слова не выкинешь), художник запирается в ванной и перерезает себе горло. Понятно, что тара под него давно готова.
Ясно также, что следующим супругом Лулу становится Людвиг. Теперь он бродит по сцене с голым пузом, зовет жену электроламповой кличкой Миньон, терзается небеспочвенными подозрениями и размахивает пистолетом. В целях самообороны новоявленная миссис Шен вынуждена его застрелить. Персонаж Вавилова сыграл в стеклянный ящик с нечеловеческой эффектностью. Хлопнул последний бокал шампанского, благословил родного сына на жизнь с Лулу и отбросил коньки в сторону зрителей Тут примчались санитары, в общем, дальнейшее известно.
Лулу попадает в тюрьму, через год сбегает оттуда при помощи немолодой занудной лесбиянки (Александра Николаева) и живет, как было ей завещано, с Шеном-младшим (очень красивый, очень похожий на папу Кирилл Козаков; кстати, Козаков-старший сидел в зале, как оплеванный). На протяжении всего второго акта прочие персонажи достают Лулу шантажом и домогательствами: с горя она идет в проститутки; один из ее многочисленных клиентов черномазый принц убивает последнего мужа; другой профессиональный маньяк кончает надоевшую лесбиянку, а потом и саму Лулу. Лежит она такая, вся из себя убитая, в дезабелье, тут ненадолго воскресает лесбиянка и нежно говорит трупу: «Дай я в последний раз посмотрю на тебя» Санитары, видя такую прорву клиентов, работать отказываются, и вскоре все покойники благополучно выходят на поклоны. Полный этот самый Конец.
Если вы еще не под стулом, значит, у вас совершенно атрофировано чувство юмора.
Как все хорошо сохранившиеся актрисы, в своем не юном уже возрасте Яковлева играет преимущественно ногами, резвится и лепечет на манер трехлетней девочки, безбожно кокетничает сразу на два фронта по роли и по жизни, и старательно изображает нимфоманку перед художником оголяется, Вавилову залезает в ширинку, даже собственного папу пытается соблазнить аппетитными ляжками. Потом, правда, выясняется, что папа не родной, а приемный, точнее приблудный (неожиданная и весьма удачная роль Георгия Мартынюка небритый, с красным носом, в заношенном пальтеце, он изменился до полной неузнаваемости). На самом же деле Лулу любит только себя, причем настолько пылко, что вполне могла бы обойтись без помощи мужчин.
Главная актерская задача Яковлевой менять парики, туалеты и боевой раскрас. Сценограф Андрей Шаров оказался в своем репертуаре, то есть одел новый спектакль своего доверчивого друга Житинкина в очередные бредовые тряпки. Пальто из чайной скатерти на художнике. Кургузый детский пиджачок на Вавилове. Доктор, похожий на старого кенара. Козаков с лампасами. Акробат в уланском мундире. Неадекватно короткая юбка у бедной Лулу. Дикие сочетания цветов, из коих белое с ярко-красным еще не худший вариант. Крупный горох, парашютные шелка, мушкетерские перья. Буйство фантазии уравновешивается вещами банальнейшими, как то: кремовые брюки, лакированные штиблеты, меха и массивные «драгоценности». Все, что приятно носить в жизни, но скучно наблюдать на сцене .
Хлыст не щелкает, пистолет стреляет через раз, по залу плывет вонь от пистонов и фейерверков, грохочет гром, блистают молнии такие спектакли всерьез не ставятся и, бога ради, не надо с серьезными лицами их судить. Житинкин просто пошутил. Может быть, рискованно. Может быть, для главного режиссера несолидно. Ну веселый он человек, что с этим поделаешь?
Житинкин отнюдь не «больной», как возмущенно квалифицировала его часть публики, покидая Театр на Малой Бронной после просмотра «Лулу». Напротив, в этом зрелище чувствуется переизбыток жизненных сил и суперздоровый цинизм. Крепкая режиссерская рука ни разу не дрогнула, и на свет появился самый прикольный, самый стебный и глумливый спектакль, который лично мне когда-либо доводилось смотреть.
Житинкин явно издевается над зрителями, но в издевке его нет злобы, а есть какое-то естествоиспытательское любопытство: когда же, наконец, они, стуча креслами и башмаками, потянутся к выходу? А еще лучше когда начнут громко, в голос смеяться? Не происходит однако ни того, ни другого. Зал в раздраженном, но молчаливом недоумении высиживает три с половиной часа, более чем скромно рукоплещет (на премьере подобный аплодисмент равноценен провалу) и позволяет себе отвести душу только в гардеробе. А зря. Если бы расслабились пораньше, могли получить удовольствие. «Лулу» Франка Ведекинда блестящая комедия. Не знаю, как она написана, но поставлена именно так. Спасибо Житинкину за предоставленную возможность вдоволь нахихикаться.
Конечно, юмор слегка отдает трупным запашком сцена-то оформлена под морг. Кафель, клеенка, санитары со стремянками и крылышками и странные, мутного зеленого стекла, многоэтажные соты, где в каждой из ячеек тихо проводит весь спектакль отдельный «жмурик» лежит себе и кушать не просит. Такой стеклянный зверинец. Все на виду, как в произведении Федора Михайловича Достоевского «Бобок». Несколько отделений пустуют чуть позже станет ясно, для чего.«
Лулу», как хороший анекдот, хочется пересказывать снова и снова. Вот слушайте. Женщина, то есть сама Лулу (Алена Яковлева), позировала художнику (Александр Терешко). Художник начал к ней приставать. В разгар процесса вошел муж (Геннадий Сайфулин), взмахнул в ярости палкой и умер. Санитары немедленно пристроили тело в вакантную ячейку. Далее художник очень убедительно молится, а женщина произносит две взаимоисключающие фразы: «Я села на мель» и «Теперь я богата», и выходит замуж за художника.
Невзирая на это, она продолжает встречаться со своим первым и главным любовником Людвигом Шеном (Олег Вавилов). Интересно, что по отношению к Лулу Людвиг сыграл такую же роль, как Афанасий Иванович Тонкий в жизни Настасьи Филипповны Барашковой. Измена обнаруживается, художник рыдает, Людвиг обзывает его мудаком (извините, но из пьесы слова не выкинешь), художник запирается в ванной и перерезает себе горло. Понятно, что тара под него давно готова.
Ясно также, что следующим супругом Лулу становится Людвиг. Теперь он бродит по сцене с голым пузом, зовет жену электроламповой кличкой Миньон, терзается небеспочвенными подозрениями и размахивает пистолетом. В целях самообороны новоявленная миссис Шен вынуждена его застрелить. Персонаж Вавилова сыграл в стеклянный ящик с нечеловеческой эффектностью. Хлопнул последний бокал шампанского, благословил родного сына на жизнь с Лулу и отбросил коньки в сторону зрителей Тут примчались санитары, в общем, дальнейшее известно.
Лулу попадает в тюрьму, через год сбегает оттуда при помощи немолодой занудной лесбиянки (Александра Николаева) и живет, как было ей завещано, с Шеном-младшим (очень красивый, очень похожий на папу Кирилл Козаков; кстати, Козаков-старший сидел в зале, как оплеванный). На протяжении всего второго акта прочие персонажи достают Лулу шантажом и домогательствами: с горя она идет в проститутки; один из ее многочисленных клиентов черномазый принц убивает последнего мужа; другой профессиональный маньяк кончает надоевшую лесбиянку, а потом и саму Лулу. Лежит она такая, вся из себя убитая, в дезабелье, тут ненадолго воскресает лесбиянка и нежно говорит трупу: «Дай я в последний раз посмотрю на тебя» Санитары, видя такую прорву клиентов, работать отказываются, и вскоре все покойники благополучно выходят на поклоны. Полный этот самый Конец.
Если вы еще не под стулом, значит, у вас совершенно атрофировано чувство юмора.
Как все хорошо сохранившиеся актрисы, в своем не юном уже возрасте Яковлева играет преимущественно ногами, резвится и лепечет на манер трехлетней девочки, безбожно кокетничает сразу на два фронта по роли и по жизни, и старательно изображает нимфоманку перед художником оголяется, Вавилову залезает в ширинку, даже собственного папу пытается соблазнить аппетитными ляжками. Потом, правда, выясняется, что папа не родной, а приемный, точнее приблудный (неожиданная и весьма удачная роль Георгия Мартынюка небритый, с красным носом, в заношенном пальтеце, он изменился до полной неузнаваемости). На самом же деле Лулу любит только себя, причем настолько пылко, что вполне могла бы обойтись без помощи мужчин.
Главная актерская задача Яковлевой менять парики, туалеты и боевой раскрас. Сценограф Андрей Шаров оказался в своем репертуаре, то есть одел новый спектакль своего доверчивого друга Житинкина в очередные бредовые тряпки. Пальто из чайной скатерти на художнике. Кургузый детский пиджачок на Вавилове. Доктор, похожий на старого кенара. Козаков с лампасами. Акробат в уланском мундире. Неадекватно короткая юбка у бедной Лулу. Дикие сочетания цветов, из коих белое с ярко-красным еще не худший вариант. Крупный горох, парашютные шелка, мушкетерские перья. Буйство фантазии уравновешивается вещами банальнейшими, как то: кремовые брюки, лакированные штиблеты, меха и массивные «драгоценности». Все, что приятно носить в жизни, но скучно наблюдать на сцене .
Хлыст не щелкает, пистолет стреляет через раз, по залу плывет вонь от пистонов и фейерверков, грохочет гром, блистают молнии такие спектакли всерьез не ставятся и, бога ради, не надо с серьезными лицами их судить. Житинкин просто пошутил. Может быть, рискованно. Может быть, для главного режиссера несолидно. Ну веселый он человек, что с этим поделаешь?
Елена Ямпольская, Новые известия, 27 ноября 2001 года, 27.11.2001